Как быть с сотрудниками при ликвидации или реорганизации предприятия?

Грядущая реорганизация и ликвидация компании становится не самой приятной новостью не только для кредиторов, но и её сотрудников. В то же время многие предприниматели, рассчитывая возможные издержки, не всегда учитывают права работников, гарантированные Трудовым кодексом.

Полное прекращение деятельности компании является единственным основанием для увольнения целого ряда категорий сотрудников, в том числе, беременных женщин и молодых мам, однако каждый работник вправе расчитывать на:

  • получение компенсации за неиспользованный отпуск;
  • выплату выходного пособия в размере одного среднемесячного заработка;
  • сохранение среднемесячного заработка на период трудоустройства (в течение 2-3 месяцев со дня увольнения).

Уведомление о предстоящей ликвидации должно быть направлено всем сотрудникам персонально и под роспись в получении не позднее, чем за два месяца до планируемой даты увольнения. В последующий период работник и работодатель вправе расторгнуть трудовой договор досрочно, но это не снимает обязанности по выплате выходного пособия в связи с ликвидацией компании. Все выплаты с увольняемым сотрудником осуществляются в последний день его работы в компании.

Реорганизация отличается от ликвидации наличием правопреемников, несущих любые обязательства по договорам, в том числе, и трудовым. Таким образом, в ряде случаев для сотрудников ничего не меняется, а факт реорганизации лишь отражается новыми записями в трудовых книжках. Несмотря на это, необходимо в обязательном порядке уведомить работников о реорганизации и заключить с ними дополнительные соглашения в связи с изменением сведений о работодателе.

Наиболее часто необходимость в увольнении части персонала возникает в процессе реорганизации в форме слияния или присоединения. Данная процедура предусматривает такие основания для увольнения работников как:

  • сокращение штатной численности;
  • смена собственника организации;
  • отказ работника от продолжения работы в связи с реорганизацией или изменением условий договора.

В первом случае права сотрудников гарантированы Трудовым кодексом и полностью совпадают с тем перечнем, который гарантирован персоналу ликвидируемых организаций. Смена собственника организации влечёт за собой возможное увольнение ответственных лиц — генерального директора и его заместителей, а также главного бухгалтера. В случае же отказа работника от продолжения работы в реорганизованной компании, права на какие-либо компенсации он не получает.

Опытные специалисты компании «ЮрисКонсалтинг» помогут найти решение, позволяющее исполнить все обязательства перед сотрудниками с минимальными издержками.

Консультация специалиста

Заполните эту форму, наш специалист свяжется с вами и проконсультирует вас по любым интересующим вопросам