Реорганизация в форме присоединения
Реорганизация в форме присоединения – это процесс, когда одна или несколько компаний вливаются в другую. Присоединяющиеся предприятия передают свои активы и обязательства основной компании, а сами прекращают свое существование как юридические лица.
Особенности реорганизации путем присоединения
В Устав фирмы-правопреемника вносят соответствующие правки и регистрируют их в налоговой инспекции. Как правило, это информация об увеличении уставного капитала и изменении состава учредителей.
В соответствии со ст.57 ГК РФ, реорганизация считается законченной лишь тогда, когда в ЕГРЮЛ появляется запись о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Пока компания в процессе реорганизации, бухгалтерскую отчетность сдают в полном объеме, в обычном режиме платят налоги и предусмотренные законодательством отчисления (например, во внебюджетные фонды).
Обратите внимание: присоединение возможно только между компаниями одинаковой организационно-правовой формы. ООО, АО и т.п. общества нельзя присоединить к унитарным, муниципальным и коммерческим предприятиям. Также не получится образовать единую организацию из ООО и, например, АО.
Для чего нужна реорганизация компании путем присоединения
Причин для начала процесса может быть множество – у каждой фирмы они свои. Но все же выделяют несколько основных мотивов преобразований – как правило, владельцы предприятий планируют:
- расширить сферу деятельности и выйти на более высокий уровень – например, с регионального на федеральный;
- увеличить производственные мощности;
- усилить влияние и увеличить свою долю на рынке;
- объединить активы для достижения более эффективных результатов – например, несколько мелких фирм присоединяются к более крупной для успешной конкуренции с серьезными структурами.
Порядок действий при реорганизации в форме присоединения
Для успешного проведения процесса нужно выполнить 6 обязательных действий и предоставить минимум 12 документов. Итак, что нужно предпринять.
- Вначале следует тщательно подготовиться к процедуре:
- провести инвентаризацию активов и обязательств;
- составить реестр дебиторов и кредиторов с указанием контрагентов и сумм задолженности;
- подписать акты сверки по дебиторской и кредиторской задолженности;
- истребовать долги у дебиторов и по возможности максимально расплатиться с кредиторами;
- подготовить передаточный акт и договор о присоединении. Все нюансы и вопросы реорганизации следует продумать заранее – пути назад уже не будет. В документах как можно более подробно обговорить саму процедуру и конечный результат. Прописать все спорные моменты.
Желательно, чтобы все стороны, участвующие в процессе, заранее ознакомились с передаточным актом и договором о присоединении. Возможно, понадобится внести какие-либо правки и замечания.
В этих же документах обязательно укажите порядок распределения долей участников. Обычно эта процедура проходит мирно и вопросов не вызывает. Но если по-хорошему договориться не получится, выход один – обращаться в суд.
- После того, как предварительные вопросы решены, приступайте непосредственно к процессу ликвидации. И первый шаг – общее собрание учредителей. На нем согласуют условия договора и передаточного акта (если это не было сделано заранее). Кроме того, здесь же решают прочие организационные моменты преобразования компаний.
Результатом общего собрания становится протокол. В нем указывают:
- основание присоединения;
- дату проведения совета;
- ответственных лиц;
- источник финансирования расходов и прочие важные моменты.
- В течение 3 дней после проведения собрания необходимо подать документы в ИФНС – налоговый инспектор должен внести в ЕГРЮЛ запись о начале реорганизации. От вас потребуется подписанный всеми учредителями протокол общего собрания и заполненное Уведомление о начале процедуры реорганизации по ф.Р12003.
- После подачи документов сообщите кредиторам о начале процесса реорганизации. Для предъявления претензий им следует отвести не менее 2 месяцев.
- Опубликуйте в «Вестнике государственной регистрации» информацию о преобразованиях в компании. Это нужно будет сделать 2 раза не чаще 1 раза в месяц.
- Внесите изменения в Устав принимающей компании.
- Подайте окончательный пакет документов в ИФНС и получите выписку из ЕГРЮЛ.
Документы для реорганизации путем присоединения
От вас потребуется собрать следующие бумаги:
- протокол общего собрания, подписанный всеми без исключения учредителями. Если хотя бы одной подписи не будет – реорганизация не состоится. Какие бы уважительные причины не нашлись – налоговая будет непреклонна;
- уведомление о начале процедуры реорганизации (ф.Р12003);
- подтверждение 2 публикаций в «Вестнике государственной регистрации»;
- подтверждение уведомления кредиторов (почтовые квитанции об отправке писем);
- договор о присоединении;
- передаточный акт;
- бухгалтерский баланс за последний отчетный период;
- реестр дебиторов и кредиторов с расшифровкой контрагентов и сумм задолженности;
- заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (ф.Р16003);
- заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (ф.Р13001);
- учредительные документы – оригиналы и нотариально заверенные копии в 2 экземплярах;
- квитанция об оплате госпошлины.
Раньше требовалось представить справку из внебюджетных фондов об отсутствии задолженности. Сейчас это делать необязательно – сотрудник ИФНС самостоятельно оформляет межведомственный запрос. Но если вы принесете такой документ, это значительно ускорит процесс реорганизации.
Обратите внимание – в зависимости от требований налоговой инспекции список документов может быть незначительно изменен. Лучше заранее уточните у сотрудника ИФНС перечень необходимых документов.
Причины отказа в реорганизации
Сотрудники госорганов могут отказать в регистрации реорганизации по следующим причинам:
- представлен неполный пакет документов
- приложены недействительные документы;
- у руководителя и/или владельцев компании есть судебная дисквалификация;
- руководители и /или владельцы компаний зарегистрированы таковыми во многих компаниях.
Кадровые вопросы
Сотрудников присоединяемой организации следует уведомить за 2 месяца до начала процедуры. Работников переводят в штат присоединяющего предприятия автоматически. Но если служащий не готов к такому переводу – например, основная компания находится в другом городе, – то трудовой договор расторгают. В случае согласия человека увольняют из одной организации и принимают в другую.
Если требуется сократить штат, то сделать это нужно до начала процесса преобразования.
Риски реорганизации путем присоединения
Основная проблема – найти надежного партнера. К сожалению, предприниматели, решившие самостоятельно пройти процедуру реорганизации, чаще всего находят формальных партнеров с фиктивной деятельностью. Но налоговые и правоохранительные органы плотно держат на контроле такие юрлица. Поэтому сотрудничество с ними приводит к судебным разбирательствам и признанию реорганизации недействительной.
Для проведения таких юридически сложных процедур лучше обратиться к специалистам. Профессиональные бухгалтеры, юристы и финансисты грамотно проконсультируют вас, помогут оформить документы и снизят риски отказа даже в самых сложных и запутанных ситуациях. В нашей компании такие профессионалы есть, поэтому можете смело набирать наш номер телефона. Также наши специалисты проконсультируют вас относительно альтернативных способов ликвидации ООО, при необходимости.