Реорганизация в форме присоединения

Реорганизация в форме присоединения – это процесс, когда одна или несколько компаний вливаются в другую. Присоединяющиеся предприятия передают свои активы и обязательства основной компании, а сами прекращают свое существование как юридические лица.

Особенности реорганизации путем присоединения

В Устав фирмы-правопреемника вносят соответствующие правки и регистрируют их в налоговой инспекции. Как правило, это информация об увеличении уставного капитала и изменении состава учредителей.

В соответствии со ст.57 ГК РФ, реорганизация считается законченной лишь тогда, когда в ЕГРЮЛ появляется запись о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Пока компания в процессе реорганизации, бухгалтерскую отчетность сдают в полном объеме, в обычном режиме платят налоги и предусмотренные законодательством отчисления (например, во внебюджетные фонды).

Обратите внимание: присоединение возможно только между компаниями одинаковой организационно-правовой формы. ООО, АО и т.п. общества нельзя присоединить к унитарным, муниципальным и коммерческим предприятиям. Также не получится образовать единую организацию из ООО и, например, АО.

Для чего нужна реорганизация компании путем присоединения

Причин для начала процесса может быть множество – у каждой фирмы они свои. Но все же выделяют несколько основных мотивов преобразований – как правило, владельцы предприятий планируют:

  • расширить сферу деятельности и выйти на более высокий уровень – например, с регионального на федеральный;
  • увеличить производственные мощности;
  • усилить влияние и увеличить свою долю на рынке;
  • объединить активы для достижения более эффективных результатов – например, несколько мелких фирм присоединяются к более крупной для успешной конкуренции с серьезными структурами.

Порядок действий при реорганизации в форме присоединения

Для успешного проведения процесса нужно выполнить 6 обязательных действий и предоставить минимум 12 документов. Итак, что нужно предпринять.

  1. Вначале следует тщательно подготовиться к процедуре:
  • провести инвентаризацию активов и обязательств;
  • составить реестр дебиторов и кредиторов с указанием контрагентов и сумм задолженности;
  • подписать акты сверки по дебиторской и кредиторской задолженности;
  • истребовать долги у дебиторов и по возможности максимально расплатиться с кредиторами;
  • подготовить передаточный акт и договор о присоединении. Все нюансы и вопросы реорганизации следует продумать заранее – пути назад уже не будет. В документах как можно более подробно обговорить саму процедуру и конечный результат. Прописать все спорные моменты.

Желательно, чтобы все стороны, участвующие в процессе, заранее ознакомились с передаточным актом и договором о присоединении. Возможно, понадобится внести какие-либо правки и замечания.

В этих же документах обязательно укажите порядок распределения долей участников. Обычно эта процедура проходит мирно и вопросов не вызывает. Но если по-хорошему договориться не получится, выход один – обращаться в суд.

  1. После того, как предварительные вопросы решены, приступайте непосредственно к процессу ликвидации. И первый шаг – общее собрание учредителей. На нем согласуют условия договора и передаточного акта (если это не было сделано заранее). Кроме того, здесь же решают прочие организационные моменты преобразования компаний.

Результатом общего собрания становится протокол. В нем указывают:

  • основание присоединения;
  • дату проведения совета;
  • ответственных лиц;
  • источник финансирования расходов и прочие важные моменты.
  1. В течение 3 дней после проведения собрания необходимо подать документы в ИФНС – налоговый инспектор должен внести в ЕГРЮЛ запись о начале реорганизации. От вас потребуется подписанный всеми учредителями протокол общего собрания и заполненное Уведомление о начале процедуры реорганизации по ф.Р12003.
  2. После подачи документов сообщите кредиторам о начале процесса реорганизации. Для предъявления претензий им следует отвести не менее 2 месяцев.
  3. Опубликуйте в «Вестнике государственной регистрации» информацию о преобразованиях в компании. Это нужно будет сделать 2 раза не чаще 1 раза в месяц.
  4. Внесите изменения в Устав принимающей компании.
  5. Подайте окончательный пакет документов в ИФНС и получите выписку из ЕГРЮЛ.

Документы для реорганизации путем присоединения

От вас потребуется собрать следующие бумаги:

  • протокол общего собрания, подписанный всеми без исключения учредителями. Если хотя бы одной подписи не будет – реорганизация не состоится. Какие бы уважительные причины не нашлись – налоговая будет непреклонна;
  • уведомление о начале процедуры реорганизации (ф.Р12003);
  • подтверждение 2 публикаций в «Вестнике государственной регистрации»;
  • подтверждение уведомления кредиторов (почтовые квитанции об отправке писем);
  • договор о присоединении;
  • передаточный акт;
  • бухгалтерский баланс за последний отчетный период;
  • реестр дебиторов и кредиторов с расшифровкой контрагентов и сумм задолженности;
  • заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (ф.Р16003);
  • заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (ф.Р13001);
  • учредительные документы – оригиналы и нотариально заверенные копии в 2 экземплярах;
  • квитанция об оплате госпошлины.

Раньше требовалось представить справку из внебюджетных фондов об отсутствии задолженности. Сейчас это делать необязательно – сотрудник ИФНС самостоятельно оформляет межведомственный запрос. Но если вы принесете такой документ, это значительно ускорит процесс реорганизации.

Обратите внимание – в зависимости от требований налоговой инспекции список документов может быть незначительно изменен. Лучше заранее уточните у сотрудника ИФНС перечень необходимых документов.

Причины отказа в реорганизации

Сотрудники госорганов могут отказать в регистрации реорганизации по следующим причинам:

  • представлен неполный пакет документов
  • приложены недействительные документы;
  • у руководителя и/или владельцев компании есть судебная дисквалификация;
  • руководители и /или владельцы компаний зарегистрированы таковыми во многих компаниях.

Кадровые вопросы

Сотрудников присоединяемой организации следует уведомить за 2 месяца до начала процедуры. Работников переводят в штат присоединяющего предприятия автоматически. Но если служащий не готов к такому переводу – например, основная компания находится в другом городе, – то трудовой договор расторгают. В случае согласия человека увольняют из одной организации и принимают в другую.

Если требуется сократить штат, то сделать это нужно до начала процесса преобразования.

Риски реорганизации путем присоединения

Основная проблема – найти надежного партнера. К сожалению, предприниматели, решившие самостоятельно пройти процедуру реорганизации, чаще всего находят формальных партнеров с фиктивной деятельностью. Но налоговые и правоохранительные органы плотно держат на контроле такие юрлица. Поэтому сотрудничество с ними приводит к судебным разбирательствам и признанию реорганизации недействительной.

Для проведения таких юридически сложных процедур лучше обратиться к специалистам. Профессиональные бухгалтеры, юристы и финансисты грамотно проконсультируют вас, помогут оформить документы и снизят риски отказа даже в самых сложных и запутанных ситуациях. В нашей компании такие профессионалы есть, поэтому можете смело набирать наш номер телефона. Также наши специалисты проконсультируют вас относительно альтернативных способов ликвидации ООО, при необходимости.

Консультация специалиста

Заполните эту форму, наш специалист свяжется с вами и проконсультирует вас по любым интересующим вопросам